Персонализированная модель образования как ответ на вызовы в образование

Школьная цифровая платформа СберКласс спроектирована на базе персонализированной модели образования. Идеи персонализации — это это современный этап развития педагогической мысли.

В условиях античной и средневековой школы учитель не мог обучать разновозрастную группу учеников (каждый из которых начинал обучение в разное время, в своём темпе и при практически полном отсутствии учебных книг) иначе, нежели индивидуально. При этом сама практика обучения была для всех одинакова — авторитаризм и репродуктивное заучивание знаний, единственным носителем которых выступали учитель и, впоследствии, учебная книга.

В Новое время в европейских странах происходит становление массовой народной школы, основанной на классно-урочной системе преподавания и жёсткой дисциплине, подавлении ученических инициатив. Учащийся воспринимался как объект педагогических воздействий, своеобразная «заготовка» для заводов и фабрик, нуждавшихся в массовой подготовке рабочих в эпоху промышленной революции.

Традиционная классно-урочная школьная система уже не обеспечивает необходимого качества образования, как это было в индустриальную эпоху.

Сегодня во всем мире говорят о неизбежном переходе к принципиально новой школе XXI века. При этом массовость не означает одинаковость.

Уникальность образования может достигаться разными способами, основным из которых выступает дифференциация, призванная максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, возможности, ценностные и профессиональные ориентации.

Одно из проявлений дифференциации — индивидуализация образования, которая также может быть реализована на разных уровнях. К примеру, можно учитывать индивидуальные особенности детей, давая иногда дополнительные задания отдельным ученикам, или разбить учебное задание на ряд этапов, которые выполняются в классе, группе или самостоятельно — то есть, идти от фронтального через групповое к индивидуальному обучению.

Возможно построить образовательный процесс и на совершенно иных педагогических принципах, создав учащимся условия для самостоятельного выбора. Именно так понимается «персонализированная модель образования».

Технологической основой для персонализации выступает цифровая образовательная платформа. Этот подход реализуется на платформе СберКласс, которая позволяет:

Составлять персонализированное расписание на каждый день

Отражать ориентиры по целям и задачам на ближайшую неделю

Отслеживать прогресс по конкретным целям, которые ученик ставит себе самостоятельно

Показывать вопросы совместной общественной жизни

Использовать встроенные инструменты диагностики, которые также позволяют самостоятельно анализировать траекторию развития учащегося

Каждый предметный модуль содержит:


1

Разные задания на выбор ребёнка

2

Задания, направленные на развитие цифровых навыков

3

Тесты, тренажёры, специальные проектные задания, которые будут освоены в процессе

Базовые методологические принципы


Персонализированное образование предполагает большую степень самостоятельности учащихся: им нужно делать осознанный выбор, работать индивидуально или в группе без прямого руководства со стороны учителя. Требуется также крепкая самодисциплина, умение взаимодействовать, опыт самомотивации и мотивации других. Важно, что эти качества не только повышают результативность обучения, но также являются жизненными умениями, которые понадобятся ребёнку за пределами школы.

Взаимодействие детей между собой и с учителем, их установки и общий настрой составляют КУЛЬТУРУ УЧЕНИЯ — основополагающий элемент персонализированного образования. В процессе освоения культуры учения крайне важно научиться работать командно, понимать себя, сформировать мягкие и цифровые навыки и научиться учиться.

Персонализированный подход позволяет ученику выбирать тот уровень освоения материала, который даёт ему возможность выйти за рамки репродуктивного и продуктивного усвоения ФГОСа и выбрать более высокий уровень задач, характерный для олимпиадных достижений, а также необходимый для вхождения в ТОП-10 лучших стран по международным моделям исследований.

На схемах ниже показаны разные возможности построения образовательного процесса с точки зрения платформы для того, чтобы каждый ученик мог самостоятельно выбирать актуальный для него уровень, дополнять его интересными заданиями из сферы дополнительного образования, а также мог уточнять, двигаться и рассчитывать своё время.

Даже когда весь класс начинает изучать содержание модулей, у учеников появляются разные возможности: дойти до нижнего уровня, но прочно и уверенно; дойти до целевого уровня; опередить всех и делать проектно-исследовательские задачи или пойти еще дальше и быстрее, выбирая следующие модули. Платформа предлагает множество моделей, которые будут настраиваться исходя из целей конкретного класса и/или ученика, а также исходя из общего подхода, принятого в школе.

Используя инструменты цифровой платформы, необходимо научиться строить образовательный процесс так, чтобы индивидуальная работа за компьютером не занимала 100% учебного времени, чтобы она соответствовала нормам СанПина, а также чтобы учебный процесс состоял и из командной работы, дискуссий, работы руками, но при этом был гарантирован качественный результат.

Пространственно-предметный компонент


В персонализированной модели образования меняются роли участников образовательного процесса. Задача учителя — демонстрировать ученикам желаемый тип взаимодействия, давать обратную связь, стимулировать рефлексию, помочь детям перейти к убеждённости, что способности можно развить в себе лишь в процессе осознанной работы над собой. Главное изменение роли учителя — это необходимость стать проводником и наставником вместо аккумулятора готовых знаний и центра, вокруг которого происходит жизнь класса.

В этом учителю помогает цифровая платформа СберКласс, которая:

1

Снижает нагрузку на учителя при планировании на год

2

Предлагает разнообразный качественный контент и является максимально гибкой при составлении учебной программы

3

Даёт учителю возможность самостоятельно сконструировать учебный модуль и учебную программу

4

Даёт возможность работать так, чтобы фронтальная работа занимала не более 5–10% времени от всего процесса

5

Снижает количество ручных проверок

6

Изменяет принципы оценивания, так как ученик становится важнейшим субъектом оценки

7

Предлагает планы, индивидуальные программы, учебные материалы, мониторинг

Осознавая, что персонализированная модель образования и цифровая платформа — это новый инструмент в работе большинства педагогов, мы предлагаем пошаговое сопровождение ваших учителей, всестороннюю методическую и техническую поддержку.

Подводя итог, мы можем уверенно утверждать, что:

Время изменилось, требуется качественное обновление образовательного процесса с учётом новых вызовов.

Все мы разные, у нас различные возможности и потребности, поэтому ни одно усредненное решение не может удовлетворить требованиям качества.

Персонализация — не мода, а новая попытка реализовать личностно-ориентированную модель образования.

Персонализация возникает не как ответ на цифровизацию, но цифровизация делает персонализацию возможной.

Наши контакты:

Инфоканал в Telegram: «Введение в ПМО» t.me/pmocif

Сообщество во «ВКонтакте»: vk.com/sberclass_teach

Линия поддержки: 88007758951 , support@sberclass.ru

Почта: pmo@sberclass.ru